Шри Чинмой

Прекрасная индийская пища — божественно вкусная и исключительно питательная

Нарендранат в детстве

Мирское имя Свами Вивекананды было Нарендранат, а друзья и родные называли его Биле. В детстве он очень любил озорничать, что вовсе не умаляло его божественности. Однако родители порой были озадачены поведением сына, особенно волновалась его мать.

Часто она говорила: «Господь Шива, я молилась о сыне, похожем на тебя. Но вместо того чтобы самому войти в мою жизнь, ты послал мне духа. Мой Биле — настоящий духпроказник, он все время что-то ломает, с ним столько хлопот. Сколько же мне терпеть эти нескончаемые выходки Биле?»

Но его мать не могла не замечать и всех хороших качеств Биле, поэтому внутренне она была довольна им, несмотря на то, что внешне то и дело жаловалась людям: «Мой ребенок — такой озорник».

Когда Вивекананде было всего пять лет, он обнаружил в гостиной несколько курительных трубок, которые в Индии называют хуками. Одна трубка предназначалась для браминов, вторая — для кшатриев, третья трубка — для мусульман. Он по очереди закурил все трубки и к своему величайшему изумлению обнаружил, что все они были одинаковы на вкус.

За этим занятием его застал отец.

— Что ты делаешь, Биле? — вскричал отец.

— Папа, — ответил Вивекананда, — я просто изучаю трубки. Мне казалось, что трубка браминов лучше трубки кшатриев, ведь брамины — такие великие. Я также думал, что если мусульмане такие отважные и пылкие, то и мусульманская трубка будет иметь особый вкус. Но все трубки одинаковые! Отец, они же ничем не отличаются друг от друга.

Родители Вивекананды были просто в шоке:

— Как, ты начал курить в столь раннем возрасте? И как такое смеет говорить мальчишка!

— Сын, — сказала мать, — ты слишком разбаловался. Ты становишься слишком дерзким. Поди-ка сюда.

Она отвела ребенка в его комнату наверху и заперла там. Через пару часов к матери прибежала взволнованная служанка:

— Биле выбрасывает свою одежду из окна. Все, что у него есть, он выбрасывает в окно! Внизу собрались нищие, которые подбирают все, что падает. А Биле так счастлив!

Мать кинулась наверх и стала бранить сына:

— Что это с тобой, Биле? Ты выбрасываешь такую дорогую одежду?

— Мы так богаты, мама, — ответил Вивекананда. — Мы всегда можем купить все, что нам захочется. А эти люди бедные, и у них совсем ничего нет. Кто же поможет им, если не мы? Мы живем в достатке, даже в роскоши. Поэтому мое сердце хочет отдать им эти вещи. Им они нужнее, чем мне.

Сердце матери наполнилось радостью и восторгом. Она обняла сына, из ее глаз потекли слезы восторга. Его сердце было таким сочувствующим, таким большим и самоотверженным. У него было столько единства с бедными и Всевышним Кормчим в каждом.

22 января 1979