Прекрасная индийская пища — божественно вкусная и исключительно питательная

Сурья Сен из Читтагонга

Сурья Сен был великим патриотом, великим революционером и великим мучеником. Человеческое воображение не в силах представить, сколько времени он посвятил работе по освобождению Индии. Население Читтагонга обожало этого великого героя. Одно его имя доставляло им огромное вдохновение, ободрение, невероятную радость и глубокое чувство исполненности. Его называли «Мастер-да». «Мастер» означает «учитель», «да» — «старший брат». Все считали его своим старшим братом, даже люди старшего поколения обращались к нему не иначе как «Мастер-да».

По профессии он был учителем, и на него была возложена задача осуществить реформу колониальных школ, преобразовав их в национальные индийские школы. Он сам преподавал в одной из национальных школ и покорил сердца своих учеников любовью и заботой.

Он не был богатым, не был хорош собой, не имел какого-то особого таланта, но его внутренняя сила была несокрушимой. Его глаза излучали внутренний свет. Его внутреннее существо не оставляло никого равнодушным. «Банде Матарам» («Мать-Индия, я преклоняюсь пред тобой») была его единственной мантрой.

18 февраля 1930 года революционеры Читтагонга во главе с Сурья Сеном проникли в оружейный склад англичан и завладели большим количеством винтовок и боеприпасов. Читтагонг был ввергнут в водоворот революции. Прежде англичане подвергали чудовищным пыткам всех повстанцев, которые попадали в их руки. Но после ограбления склада оружия британское правительство решило поймать самого Сурья Сена и этим положить конец всем проблемам. За его поимку было объявлено вознаграждение в 10 000 рупий. Кто бы ни доставил Сурья Сена британскому правительству живым или мертвым, получил бы 10 000 рупий.

Но разве кто-то мог совершить это? Все горячо любили и почитали Сурья Сена. Но, к сожалению, творение Бога далеко от совершенства. Один из его родственников, которому не давала покоя слава великого героя, опустился до подлости и предательства. Этого человека звали Нетра Сен.

Сурья Сен был вынужден постоянно перемещаться с места на место. То он нанимался в разнорабочие, то работал фермером или дояром, священником, подмастерьем. И таким образом ему удавалось скрываться от преследования.

Что двигало Нетра Сеном — жажда денег, зависть или и то и другое, — но он донес английскому губернатору, что Сурья Сен укрылся в его доме. Так величайший герой Индии был схвачен полицией. Что касается Нетра Сена, то он не увидел обещанного вознаграждения, поскольку отправился к Богу прежде, чем смог получить свои 10 000 рупий.

И вот как это случилось. Жена Нетра Сена была сторонницей Сурья Сена. Поступок мужа привел ее в ужас, она была просто раздавлена предательством Нетра Сена. Она не верила своим глазам, она не хотела верить своим ушам.

Однажды вечером, когда она кормила мужа ужином, в дом вошел соратник Сурья Сена. В его руках был индийский нож — дал. В присутствии жены он одним ударом отрубил голову Нетра Сену. Затем он осторожно, стараясь остаться незамеченным, скрылся.

Когда полиция, проводя расследование, стала допрашивать жену Нетра Сена, кто убил ее мужа, она сказала: «Я видела этого человека своими глазами, но мое сердце не велит мне называть его имя. Извините, мне больно, оттого что я была женой такого небожественного человека, предателя Нетра Сена. Мой муж предал величайшего героя Читтагонга. Мой муж предал величайшего сына Матери Индии. Своим поступком он опозорил Индию. Поэтому я не могу выдать человека, который лишил моего мужа жизни. Он поступил правильно. Делайте со мной все что угодно. Накажите меня, убейте меня, но я никогда не назову имени человека, убившего моего мужа. Нашего Мастера-да повесят, я знаю это, но его имя всегда будет синонимом бессмертного зова Индии о свободе. Все любят и боготворят его. Я тоже люблю и обожаю его, он — ярчайшее солнце на небосклоне Читтагонга. «Сурья» значит «солнце», он действительно наше солнце».

12 января 1934 года, до восхода солнца, солнце Читтагонга, солнце Индии казнили через повешение. Перед смертью этот великий патриот Индии повторил мантру своего сердца в последний раз: «Банде Матарам — Мать-Индия, я преклоняюсь перед Тобой».

22 января 1979