Шри Чинмой

Прекрасная индийская пища — божественно вкусная и исключительно питательная

Ради любимого ученика учитель сделает все

Арджуна очень опечалился, когда узнал, что какой-то неприкасаемый по имени Экалавья более искусен в стрельбе из лука, чем он. В гневе он бросился домой, пришел прямо к Дроначарье и заявил:

— Ты обманул меня!

— Успокойся, сын мой, — ответил Дроначарья. — Почему ты кричишь?

— Ты обманул меня! Я только что встретил человека, который владеет луком гораздо лучше меня. Ты всегда говорил, что я лучший лучник. Ты обманывал и дурачил меня!

— Нет, Арджуна, я никогда не обманывал и не дурачил тебя, — заверил его Дроначарья.

— Нет, обманывал. В лесу живет молодой человек, его зовут Экалавья. Он вылепил твою статую и поклоняется ей. Статуя наделила его уникальными способностями. Своими стрелами он может заставить замолчать лающую собаку, а я не могу. И это еще не все! Он пускает стрелу в пасть собаки, не раня ее. Вот это мастерство! У меня нет такой способности. Ты говорил, что нет никого, кто бы превзошел меня. Что же мне теперь делать? О, как же я несчастен!

— Пойдем со мной, сын мой, — сказал Дрона.

И он отвел Арджуну в лес, где жил Экалавья. Дрона подошел к Экалавье и спросил:

— У тебя такие способности в стрельбе из лука! Кто научил тебя? Арджуна сказал мне, что ты даже можешь заставить замолчать собаку.

— Да, — ответил Экалавья. — Я всей душой медитировал о тебе, а собака очень мне мешала. Я рассердился и наказал ее, чтобы она больше не лаяла. Но, по правде сказать, я не думал, что ее пасть не будет кровоточить. Меня тоже удивило, что крови не было. Дроначарья, я смог сделать это благодаря твоей милости. Это полностью твоя заслуга.

— Я так горжусь тобой, мой мальчик, — ответил Дрона. — Но раз ты считаешь, что это я сделал тебя таким превосходным лучником, не откажи мне в священной плате. Ты же знаешь, что когда ты учишься, учитель отдает тебе, своему ученику, все. Поэтому по традиции ученик должен отблагодарить учителя.

— Да, конечно, я готов. Я дам тебе все, что ты попросишь. Я так тебе благодарен, так благодарен, — ответил Экалавья.

— Ты уверен, что дашь мне все, о чем бы я ни попросил?

— Да, я сделаю это без тени сомнения и каких-либо условий.

— Тогда, сын мой, отдай мне большой палец своей правой руки, — сказал Дроначарья.

— Большой палец! — воскликнул Экалавья. — Но если я отдам тебе свой большой палец, я никогда не смогу стрелять из лука? Нет, я должен сдержать свое обещание. Возьми мой палец, если тебе так угодно. Я так тебе благодарен. Ты дал мне способность стать превосходным лучником, и я буду счастлив, что тоже исполнил твое желание. Поэтому, пожалуйста, возьми мой палец.

С этими словами он отрубил большой палец и отдал его Дроначарье. Затем он сказал:

— Как лучник, я мог бы прославиться на весь мир. Все бы знали меня. Но теперь я буду известен как твой преданный. Для меня быть преданным бесконечно важнее и плодотворней, чем быть лучником.

Арджуна переживал, что все это случилось по его вине, и он сказал Экалавье:

— Пожалуйста, прости меня. Это я во всем виноват, я виноват.

Но тут Дрона прервал его:

— Нет, в этом нет твоей вины. Я хочу сказать тебе кое что, я хочу сказать это вам обоим. Арджуна, сын мой, сегодня я хотел показать тебе, что ты всегда был моим самым любимым учеником. Ты мне дороже моей собственной души. Чтобы доказать миру, что я могу сделать все для своего любимого ученика, я превратил тебя в непревзойденного лучника. Но во внутреннем мире Экалавья навечно останется бессмертным благодаря своей высочайшей жертве. Ни один человек не способен на такую жертву.

23 января 1979