Шри Чинмой

Прекрасная индийская пища — божественно вкусная и исключительно питательная

Глупая мудрость брамина

Говорят, не все глупцы настоящие, некоторые только притворяются глупцами. И с другой стороны, не все мудрые настоящие мудрецы, некоторые только притворяются.

Жили однажды очень бедный брамин и его жена. Брамин был ленивым и глупым, и жена постоянно ругала его. Однажды она выгнала его из дома. «Ты такой глупый, — сказала она. — Я могу простить тебе лень, но не твою глупость». Он ушел из дому и лишь спустя шесть месяцев вернулся.

В тот день жена готовила особые пирожные. Муж не вошел в дом сразу, а стал прислушиваться и довольно легко вычислил, сколько пирожных она сделала.

Затем он громко крикнул: «Ты дома?» В Индии мужья не называют своих жен по имени. Таков индийский обычай. Жена вышла и была очень рада видеть мужа. «Теперь ты больше не будешь называть меня глупцом, — сказал он. — Я развил силу интуиции. Я легко могу сказать, сколько пирожных ты сделала».

— Сколько же? — спросила жена.

— Двадцать одно, — ответил он.

Жена была поражена. Как он мог узнать, если не входил в дом? Она была очень счастлива и горда, что ее муж стал таким мудрым и полным интуитивного знания. «Теперь ты можешь узнать все, — сказала она, — давай пойдем и расскажем всем в деревне, что ты можешь разрешить проблемы любого из них».

— Конечно, — согласился муж.

Много людей стало приходить к бедному брамину, но он каждый раз говорил им: «Не сегодня, не сегодня. Сегодня Всевышнее Божество не довольно мной, потому что я повел себя неправильно. Поговорим в другой раз». К тому времени жена уже поняла, что муж обманом заставил ее поверить в свою силу интуиции, и сама научила его говорить эту фразу жителям деревни.

Однажды пришел человек, который был очень опечален пропажей осла. Услышав просьбу человека, жена брамина посоветовала мужу: «Не обещай, что будешь говорить с ним сегодня». Затем от имени мужа она сказала: «Сегодня Божество не довольно им. Пожалуйста, не беспокой его. Но если ты придешь завтра, он сумеет помочь. Я чувствую, завтра Божество будет довольно им». Человек был так рад, что возможно завтра брамин как-то поможет ему.

Той ночью, около полуночи, муж спал, а жена нет. Она услышала ослиный крик и пошла на звук. Она была очень хитрой. Она нашла осла и привязала его к одному из столбов возле дома. Когда на следующее утро человек пришел повидать брамина, он обнаружил осла. Это был его потерявшийся осел. Он был так доволен и счастлив, что дал семье денег.

Слава о брамине распространилась за пределы деревни. В конце концов, об этом случае узнал сам царь. У царицы недавно пропало золотое ожерелье, и оба они были очень этим расстроены. Они вызвали во дворец бедного брамина. Жена пришла с ним поскольку знала, что муж не догадается, как найти ожерелье. Муж дрожал от страха, что царь и царица казнят его, если он не найдет украшение. Жена сказала царю:

— Он дрожит не потому, что не может сказать, где находится ожерелье, а потому что ты столь велик, не потому что он не способен, а потому, что мы столь незначительны.

— Вы должны найти украшение, — сказал царь. — Я не знаю, было ли оно украдено или потерялось.

— Пожалуйста, дай мне несколько дней, отвечал брамин, — это серьезная проблема.

— Ищи столько, сколько захочешь, — сказал царь, — но я должен получить его! Если ты вернешь его, я награжу тебя.

Брамин и его жена вернулись домой, и брамин стал взывать к богине Джагадхамбе: «Спаси меня, спаси меня, спаси меня! Я не знаю, кто взял ожерелье. Царь плохой. Пожалуй, он убьет меня. Разве ты не добра? Пожалуйста, спаси меня!» Ночью он взывал безмолвно, днем он взывал громко вслух.

Так случилось, что на следующий день одна из царских служанок, которую звали также как и богиню Джагадхамбу, проходила мимо. Она услышала чье-то причитание о том, что он будет казнен: «Богиня Джагадхамба, почему ты так не добра? Куда ты дела ожерелье? Ты должна спасти меня. Спаси меня!»

Служанка почувствовала жалость, поскольку была виновной. Это она украла ожерелье. Она сказала себе: «Я украла его, и из-за меня этого человека повесят. Он плачет так жалобно». Она пришла и сказала брамину и его жене, что украла ожерелье. «Если ты скажешь царю, царь убьет меня, — сказала она. — Ты должен сделать что-то, чтобы царь не казнил ни тебя, ни меня».

Жена была очень умна. «Раз ты спасла нас, — сказала она, — мы теперь спасем тебя. Принеси ожерелье».

Служанка принесла из дому украшение.

— Мы спасем тебя, — сказала жена. — Не беспокойся, мы не выдадим тебя.

— О, они ни за что не станут подозревать меня, — сказала служанка. — Они так любят меня.

Жена положила украшение в коробку, которая могла держаться на воде, и отправилась к царю. «Мужу лучше всего концентрироваться ночью. Он лучше концентрируется в темноте. Сегодня вечером он придет во дворец, сконцентрируется на ожерелье и узнает, где оно», — сказала она.

Царь был очень доволен.

— Делайте все, что хотите, только найдите ожерелье», — согласился он.

Той же ночью супруги отправились во дворец. Все огни были уже погашены, и они пустили коробку с украшением в маленький пруд рядом со дворцом. Затем они пришли к царю и сказали: «Сейчас мы будем медитировать и после этого сможем сказать, где находится украшение». Они медитировали некоторое время, и видение снизошло на них. На этот раз их видение было таким ясным, а за день до этого видения совсем не было.

— Пожалуйста, пошли кого-нибудь вон к тому пруду, — сказал брамин. — Там плавает на воде маленькая коробочка, и ожерелье определенно находится внутри. Моя интуиция сегодня работает.

Охранник царя нашел коробочку, и, действительно, внутри оказалось ожерелье.

Затем царь спросил:

— Кто же украл его? Как оно оказалось в коробке?

— Ты получил ожерелье, — сказал брамин. — Моя интуиция говорит только об этом. Ты хотел знать, где оно и мы нашли его. Мы выполнили твое требование. Сейчас тебе решать, наградить нас или нет.

— Почему же мне не наградить вас? Вы нашли вещь, которая была потеряна. Она так дорога мне, просто бесценна.

Так царь дал брамину и его жене целое состояние и с этим богатством они вернулись в свою деревню. Но если бы такое случилось еще раз, пожалуй, их не спасла бы даже сама богиня Джагадхамба, а служанка Джагадхамба, пожалуй, осталась все же недовольна случившимся!