Шри Чинмой

Жалобные слезы и парящие улыбки жизни

Который из сыновей должен стать царем?

У царя было трое сыновей. Все они были очень красивыми, умными и добросердечными. Царь был очень, очень доволен всеми сыновьями. Вопрос был в том, кто станет царем после него? Обычно, когда отец умирает, царем становится старший сын, но царь так любил всех троих! Он спросил премьер-министра:

— Как мне назвать коронованным принцем одного, а не других? По традиции, выбор должен пасть на старшего сына, но как мне отвергнуть двух остальных? Они опечалятся, если я не буду относиться к ним одинаково. Есть ли какой-то способ определить, кто же из троих на самом деле лучший?

— Это очень трудный вопрос. Откуда мне знать, что посоветовать? Обычно царем становится старший сын, но вы всех одинаково любите и поэтому хотите знать, кто же из троих самый достойный. Хорошо, позвольте мне попытаться подумать, смогу ли я чем-нибудь вам помочь, — сказал премьер-министр.

На следующий день премьер-министр облачился в одеяние мудреца. Он надел охряные одежды и скрыл лицо бородой. Никто не мог узнать его, даже царь. «Святой» шепнул царю:

— Я ваш премьер-министр. Не говорите сыновьям, кто я. Таким образом, я смогу увидеть, кто из троих лучший.

Царь вызвал всех троих сыновей и сказал:

— Пришел почтеннейший мудрец. Если у вас есть какие-то вопросы, любое желание или проблема, пожалуйста, используйте золотую возможность обсудить это с ним. Он сможет дать вам бесценный совет.

Принцы сказали, что они очень рады видеть мудреца, но никаких вопросов к нему у них нет. Тогда царь сказал мудрецу:

— Если у вас есть какой-то совет для моих сыновей, или если вам нужно что-нибудь им сказать, пожалуйста, говорите.

Святой сказал старшему сыну:

— Предположим, ты стал царем после того, как отец оставил этот мир. Что ты будешь делать?

— Я буду стараться творить добро, — сказал старший сын. — Я постараюсь быть хорошим и добрым во всех отношениях, и надеюсь, что подданные тоже будут ко мне добры.

— Прекрасно, — сказал святой. — Но если ты станешь царем, дашь ли ты мне небольшую часть своего царства?

— Я, конечно, дам вам небольшую часть царства, поскольку вы потрудились прийти и дать нам совет, — сказал старший сын.

Затем мудрец задал тот же вопрос второму сыну:

— Что ты будешь делать, если станешь царем?

— Если я стану царем, я буду очень внимательным и добросердечным к подданным, но я ничего не буду от них ждать, — сказал второй сын. — Если они не захотят быть отзывчивыми ко мне — не беда. Я не буду на них гневаться. Я буду делать свое дело. Я постараюсь стать хорошим человеком. Если они тоже захотят стать добродетельными — хорошо и прекрасно, если нет — я ничего не стану ожидать.

— Дашь ли ты мне небольшой кусочек своего царства? — снова спросил мудрец.

— О да, непременно, непременно, я дам вам землю, — сказал второй сын.

Затем мудрец подошел к третьему сыну. И третьему сыну был задан тот же самый вопрос:

— Что ты будешь делать, если станешь царем?

— Если я стану царем, я буду отзывчив ко всем, но не буду против, если подданные не будут отзывчивыми ко мне, — ответил он. — Но если возникнет какой-нибудь спор, конфликт или ссора, я всегда буду справедлив. Я буду отзывчив к ним и не буду возражать, если они не будут отзывчивыми, но я буду справедлив. Я совсем не буду предвзятым.

Затем мудрец спросил:

— Ты дашь мне небольшую часть своих владений?

— Нет, я не дам вам никакой собственности, — сказал младший сын.

— Почему нет? — спросил мудрец.

— Прежде всего, мой отец-царь еще жив. Пока отец жив, где мое царство? Одному Богу известно, кого выберет отец. Мы понятия не имеем, будет это мой старший брат или средний. Я самый младший. Мой шанс минимальный. Но так как мы это обсуждаем, если бы я был справедлив, я пожелал бы спросить, на каком основании я должен отдать часть царства. Что вы для меня сделали? Вы просто разговариваете со мной. К чему эта дискуссия? Пусть отец решит, кого он хочет сделать царем, — сказал принц.

Царь безмолвно слушал все происходящее. Теперь он сказал:

— Сыновья, я так рад, что вы втроем пришли сюда и у вас была такая просветляющая беседа с этим мудрецом. Я счастлив и рад. Теперь можете идти.

Когда принцы ушли, премьер-министр убрал длинные волосы, бороду и усы, и они с царем рассмеялись. Затем премьер-министр сказал:

— Теперь надо ли мне говорить, кто из них будет лучшим?

— Нет, я сам все видел и слышал, — сказал царь. — Определенно, это мой младший сын. Он будет творить хорошие дела, но ничего не будет от других ожидать. С другой стороны, он будет действительно справедлив. Просто из-за того, что ты проявил любезность и поговорил с ним, почему он должен чувствовать себя обязанным и вознаградить тебя частью царства?

— Вы абсолютно правы. Ваш третий сын добродетелен и в то же время справедлив. Ему надлежит быть следующим царем, — сказал премьер-министр.