Шри Чинмой

Жалобные слезы и парящие улыбки жизни

Бог разбивает гордыню образованного человека

Жил очень, очень праведный священник, которого все очень любили.

Некий молодой устремленный пришел в хижину священника и выразил желание практиковать духовность. Священник сказал ему:

— Нет, нет, ты слишком молод. Я не хочу, чтобы ты был моим учеником.

— Правда, что я молод, — сказал парень, — но если я начну в таком раннем возрасте, то со временем стану очень-очень духовным.

— Я восхищен твоей философией, — сказал священник. — Я принимаю тебя в ученики и благословляю на то, чтобы ты стал очень духовным.

И священник стал давать мальчику уроки.

Со временем мальчик повзрослел, он изучал священные писания и под руководством своего Гуру прочитал много религиозных книг. Люди узнали, что этот великий ученый хорошо разбирался в Упанишадах, Ведах и многих других текстах. Гуру обучил его, но вся слава досталась молодому ученому. Слух о его репутации достиг ушей царя.

Однажды царь вызвал этого ученого ко двору. Ученый сказал:

— Нет, я не собираюсь идти к нему. Он должен быть моим преданным.

— Что ты говоришь?! — воскликнул Гуру.

— Царь мне не нужен. Если я нужен ему, пусть сам придет сюда. Он хочет получить от меня знание. В таком случае, зачем мне к нему идти? Он должен прийти ко мне, — пояснил молодой ученый.

От потрясения Гуру почти потерял речь. Наконец он сказал:

— Царь зовет тебя. Не игнорируй его. Знание означает смирение. Я умоляю тебя пойти к царю.

— Нет, нет. Все наоборот, — сказал молодой ученый. — Жаждущий знания должен прийти к дающему знание. Царь жаждет знания, поэтому он должен прийти сюда.

— Ты мне надоел! — вспыхнул Гуру. — Разве этому я учил тебя? Я ухожу один. Оставайся здесь. Можешь позаботиться о моей хижине или можешь идти домой — как хочешь. Царь так добр. Все любят его. Теперь он захотел что-то узнать о религии. Тебе следует пойти к нему. Если бы царь попросил меня, я бы пошел. Я всему учил тебя, поскольку меня не интересовали имя и слава. Но ты заботишься об имени и славе. Вот почему ты так горд и высокомерен. Тебе следует идти к нему, но ты не идешь. Я больше не хочу оставаться здесь. Я отправляюсь в паломничество.

Гуру взял посох и опечаленный ушел.

Несколькими днями позже молодой ученый изучал книги, когда заметил приближающуюся пожилую супружескую пару. Их сопровождала красивая молодая девушка. Пожилые супруги сказали ему:

— Наша дочь хочет изучать Веды и Упанишады. Вы известны как глубоко духовный человек. Есть ли у вас ученики, которые учатся у вас так же, как вы учились у своего Гуру? Мы уверены, что ваша духовная дисциплина не позволит вам лично обучать нашу дочь. Все-таки она девушка.

— Я выше всего этого, — сказал молодой ученый. — Для меня не имеет значения, девушка это или парень. Это не затрагивает мою духовную высоту. Если ваша дочь хочет у меня учиться, я буду учить ее.

— Но вы же праведный человек, — сказали пожилые супруги. — Вы уверены, что для вас приемлемо учить нашу дочь?

— О да. И я буду учить ее бесплатно. Вы не должны платить мне никакого священнического гонорара, — сказал молодой ученый.

Пожилые супруги попрощались с дочерью, и ученый стал ее учить. Произошло неизбежное. Через две недели ученый влюбился в девушку. Родители были шокированы. Они подозревали, что нечто подобное могло произойти. Но они так почитали молодого ученого, что доверились ему. Вскоре они узнали, что их дочь тоже влюблена в него. Вскоре ученый и красивая девушка поженились. Все пошло не так, как ожидалось.

Со временем у молодых супругов появился ребенок. Прежде у ученого были и другие ученики, которых он обучал, но теперь никто к нему не приходил, поскольку он пал. Его друг пришел к нему и сказал:

— Ты не можешь содержать семью на свои скудные заработки. Теперь у тебя есть сын, о котором надо думать. Почему бы тебе ни пойти к царю и не передать ему свое знание?

Ученый пошел к царю и сказал:

— Когда-то вы просили меня прийти и обучать вас священным писаниям. Сейчас я в большом финансовом затруднении. Не наймете ли вы меня?

— Да, я жажду учиться, — сказал царь. — Как часто ты хочешь приходить?

— Я буду приходить раз в месяц и раскрывать вам мудрость Вед, Упанишад и других писаний, — сказал ученый.

На следующий год у молодых супругов появился еще один сын. Тех денег, которые ученый получал от царя, не хватало. Он спросил царя:

— Можно я буду приходить два раза в месяц, чтобы получать у вас в два раза больше? С появлением второго сына мне нужно больше денег, чтобы покрывать все расходы.

Увы, царь согласился с этим новым предложением.

Через год у супругов появился еще один ребенок. Ученый снова пошел к царю. В этот раз он спросил:

— Могу ли я приходить каждую неделю, чтобы я мог получать от вас дополнительные деньги?

Со временем, у него появилось еще больше детей, поэтому, чтобы содержать семью, он должен был приходить во дворец царя ежедневно.

Спустя много лет из паломничества возвратился старый Гуру и увидел, что хижина заполнена детьми. Он сказал:

— Что случилось? Это было такое духовное место! Сейчас здесь царит хаос. Вот что ты сделал в мое отсутствие?

Уходи, уходи, уходи!

— Нет, мы не уйдем, — сказал ученый. — Это место было твоим, а ты оставил его нам. Мы сделали его прекрасным. Мы заставили его мебелью и пристроили дополнительные комнаты. Поэтому уходи ты.

— Такова моя судьба, — сказал старый Гуру. — Я не хотел учить тебя, когда ты пришел ко мне молодым мальчиком. Я сказал: «Нет, нет, я не хочу обучать таких молодых. У тебя нет жизненного опыта». Но ты упрашивал и упрашивал меня, и я сдался. И вот результат. Я умолял тебя пойти к царю, но ты не пошел. В то время гордыня не позволила тебе идти. Но Бог всегда находит способ разбить гордыню. Тогда идти к царю было ниже твоего достоинства. Теперь ты, как попрошайка, ходишь каждый день. Ты ходишь туда, чтобы поддерживать семью.

Ученый с женой отказались вернуть Гуру его жилище. Он сказал:

— Нужны ли мне эти внешние вещи? Тебе нужна жена, нужны дети, тебе все нужно. Мне нужен только Бог. Я еще раз оставляю это место. Я буду религиозным монахом, странствующим повсюду. Мое физическое существование будет зависеть от милостыни. Я буду есть то, что дадут мне люди, а спать буду под деревьями. Я проведу остаток жизни так же, как начал — только думая о Боге и молясь Богу.