Шри Чинмой

Жалобные слезы и парящие улыбки жизни

Принц выбирает премьер-министра

Однажды царь внезапно заболел. С каждым днем его состояние все более ухудшалось, и врачи были встревожены. Премьер-министр посоветовал царю:

— Поскольку вы не можете заниматься государственными делами, пусть в ваше отсутствие страной руководит ваш старший сын.

Царь согласился с предложением премьер-министра. Он понимал, что ему становится все хуже и хуже. К всеобщему удивлению, месяца через четыре состояние царя стало неожиданно улучшаться. За это время царь запрашивал отчеты о том, как его сын справляется со своими обязанностями, и знал, что у сына все получалось очень, очень хорошо. Все говорили, что принц был очень добр и справедлив к людям. Все граждане высоко ценили принца, поэтому царь был очень доволен и горд своим сыном.

Но случилась неприятность. Внезапно заболел и за два-три дня умер премьер-министр. Царя очень, очень опечалила потеря советника, которому он доверял. Поскольку говорили, что принц был очень добродетельным, мудрым и добросердечным, царь попросил сына выбрать нового премьер-министра. Сын привел ко двору трех человек и попросил отца выбрать одного из них.

Царь сказал:

— Нет, я просил тебя сделать выбор. Проверь их по-своему и скажи, кого я должен назначить премьер-министром.

— Сколько будет пять умножить на два? — спросил принц первого.

— Это легко, — ответил первый. — Пять умножить на два — десять.

— Сколько будет пять умножить на два? — спросил принц второго.

— Десять, — ответил и второй.

Третьему он сказал:

— Теперь ты дай свой ответ. Все говорят десять. Ты согласен?

— Пять умножить на два — это семь, — сказал третий.

Все рассмеялись, но принц был в восторге от нового ответа.

— Все мы знаем, — сказал он, — что пять умножить на два — это десять. Но вот мы получаем что-то новое, новое открытие. Мы должны идти вперед с новыми открытиями. Зачем нам следовать старым установкам и всегда говорить, что пять умножить на два — десять? Это новое открытие. Пять умножить на два теперь стало семь.

— О, мой сын, — запричитал царь. — Что ты делаешь? Как я буду смотреть людям в глаза?

— Нет, отец, мне нравится этот человек, — сказал принц. — И я скажу тебе кое-что еще. Наш прежний премьер-министр был очень слаб в математике.

— Откуда ты знаешь? — спросил царь.

— Я проверял его, когда правил страной в твое отсутствие, и обнаружил, что он был ужасно слаб в математике, хотя хорош в других предметах, таких как политика и литература, — ответил принц.

— Ты лжец! — сказал царь. — Я так много раз имел с ним дело на протяжении многих лет, и я знаю, что он прекрасно разбирался в математике. Ты лжешь. Ты позоришь его доброе имя.

— Нет, нет, нет! — сказал сын. — Я говорю тебе, отец, он совсем не смыслил в математике.

Потом добавил:

— Я чувствую, что его душа будет очень счастлива, если ты назначишь кого-то, кто, как и он, слаб в математике.

— Я знаю, он разбирался в математике. Я так много раз имел с ним дело в финансовых вопросах, — сказал царь.

Царь и принц серьезно поспорили. Люди были поражены, что царь сам не смог принять решение. Он все еще зависел от своего сына. Наконец, царь рассердился на сына и сказал:

— Теперь я знаю истину. Мне все говорили, что ты правил страной в мое отсутствие, но теперь я вижу, что на самом деле правил премьер-министр. Он был очень мудр и добросердечен. Он давал тебе советы по каждому делу, а ты просто слушался его. Вот почему наше царство так хорошо управлялось. Это делал премьер-министр.

— Нет! — возразил принц. — Премьер-министр был идиотом!

— Я просил тебя править за меня, пока я был болен, — сказал царь. — До этого много сотен раз я имел дело с премьер-министром.

— Ты не знаешь, отец, но я говорю правду, — сказал сын.

— Хорошо, — сказал, наконец, царь, — давай положим этому конец. Хотя я знаю, что имею дело с неисправимым глупцом, я должен угождать тебе, поскольку ты мой сын. Угождая тебе, я получаю хоть какую-то радость, хотя твой выбор премьер-министра абсурден. Чтобы осчастливить тебя, я назначаю этого полоумного твоим премьер-министром.

Царь подумал: «Прежде всего, я хочу сделать счастливым сына. Позже я назначу кого-нибудь обучать премьер-министра арифметике».

Затем царь сказал новому премьер-министру:

— Скажи мне правду. Ты на самом деле веришь, что пять умножить на два равно семи, или ты в действительности знаешь, что пять умножить на два — это десять?

— Я знал, что пять умножить на два равно десяти, но я хотел сказать нечто новое. Двое других кандидатов сказали десять, поэтому я подумал: «Зачем мне говорить то же самое?» Конечно, я знал, что мой ответ неправильный. Но я хотел быть независимым от противоположных мнений, — ответил новый премьер-министр.

— Ты посещал школу или колледж? Можешь предоставить дипломы? — спросил царь.

Новый премьер-министр сходил домой и принес дипломы, свидетельствующие о том, что он высокообразованный человек. Он прекрасно подходил на этот пост.

Затем царь сказал:

— Чтобы осчастливить сына, мне пришлось стать глупцом и признать его абсурдный выбор. Теперь я вижу, что сын неосознанно выбрал подходящего человека. Чтобы оправдать свой выбор, он немного солгал о моем прежнем премьер-министре, но теперь я вижу, как он мудр. Этот премьер-министр принесет большую пользу для нашего царства. Я от всего сердца одобряю выбор сына.