Духовный человек вел очень простую жизнь в лесу. У него была маленькая хижина, и он медитировал изо дня в день. Однажды вечером, когда он медитировал у своей хижины, пришли два вора. Они решили, что он нехороший человек и решили преподать ему урок. Они вошли в его маленькую хижину, но не нашли никаких материальных предметов, кроме тарелки. Они сказали друг другу: «Как может человек жить с одной тарелкой? Ни пищи, ни мебели, ничего — одна тарелка. Значит, он делает что-то небожественное. Он ходит куда-то есть по ночам, а днем прикидывается, будто может жить без пищи. Вот доказательство, что он не является искренним искателем».
Один из воров схватил тарелку и положил себе в сумку. Другому стало немного жаль духовного человека. Он сказал:
— Кто знает, может этот человек все-таки искренний. Здесь, в лесу, есть какие-то фрукты. Возможно, он живет фруктами или днем ходит в деревню просить еду. Я не хочу участвовать в краже этой тарелки.
— Нет, — другой вор был непреклонен, — я уверен, что от этого так называемого искателя добра не жди.
Поэтому он украл маленькую тарелку, и два вора покинули это место. Тем временем искатель и понятия не имел о том, что происходит.
Пройдя большое расстояние, злодей заметил, что его друг, который не одобрял воровства, казался очень, очень довольным.
— Чему это ты так радуешься? — спросил он его.
— Я радуюсь, потому что знаю, что искатель — искренний человек, — ответил друг. — Мы — нет. Оба мы — плохие люди. Мы поддерживаем свое существование, воруя у других. Но сегодняшний день — исключение. Я чувствую, что сегодня не сделал ничего плохого. Но ты поступил плохо. Ты забрал его тарелку. Если кто-то очень богат, мы можем воровать у него. Но этот отшельник так беден. Он ведет такую простую жизнь. Тарелка была его единственной собственностью. Поэтому я так счастлив, что сегодня не стал злодеем.
— Я тоже хочу быть счастливым, как и ты. Давай вернем тарелку, — сказал тогда второй друг.
Итак, второй вор пошел обратно к хижине отшельника, чтобы вернуть тарелку. Когда он пришел, то увидел, что отшельник опять медитирует прямо у дверей.
Вор приблизился к нему и сказал:
— Я пришел вернуть это тебе.
Отшельник посмотрел на тарелку и сказал:
— Чья она? Отдай ее хозяину.
Вор был в недоумении. Он подумал: «Это же та самая хижина. Я взял тарелку отсюда. Почему же сейчас отшельник говорит «отдай ее хозяину»? Что он имеет в виду?»
Вор попытался прояснить ситуацию. Он спросил:
— Я украл тарелку из твоей хижины. Разве не ты хозяин?
— Нет, я не хозяин, — сказал отшельник.
— Кто же тогда хозяин? — спросил вор.
— Настоящий хозяин или ты, или Бог. Это между тобой и Богом, — ответил отшельник.
Вор все равно не мог понять. Он спросил:
— Что ты имеешь в виду, говоря «между тобой и Богом»?
— Сегодня я самый счастливый человек, — ответил отшельник. — Почему? Прежде у меня была единственная собственность — тарелка. Я чувствовал себя несчастным из-за этой тарелки. Я хотел отречься от всего, но не мог оставить эту тарелку. Я брал ее с собой, когда шел в ближайшую деревню просить еду. Сегодня я наконец-то могу сказать, что я настоящий отреченный. Я оставил все. У меня ничего нет. Поэтому, пожалуйста, возьми тарелку. Она твоя, поскольку ты взял на себя труд украсть ее. А если не хочешь, отдай ее Богу.
— Где же мне найти Бога? — спросил вор.
— Бог повсюду. Если ты выбросишь ее, Бог сделает так, что кто-то непременно подберет ее, и это будет достойный человек. Он будет достойным хозяином тарелки. Я больше не хозяин этой тарелки, — ответил отшельник.
Эта история о том, что, если имеешь дело с хорошим человеком, сам учишься чему-то хорошему.