Шри Чинмой

Жалобные слезы и парящие улыбки жизни

Хороший человек и завистливый человек

Жил как-то хороший человек, очень хороший человек. Он был образован, очень образован. Во всем он видел хорошее. Мы обычно склонны видеть во всем плохое, но стиль его жизни предполагал видеть во всем хорошее, хорошее, хорошее. Во всем есть хорошее. Во всем есть польза. Не бывает утрат — только обретение. Во всем происходящем, в каждом случае заключено нечто хорошее и божественное. Таким был взгляд этого человека на жизнь.

Многие люди ужасно завидовали добрым качествам этого человека. Один из них был воплощением зависти. Он ненавидел хорошего человека, поскольку у того было много почитателей и поклонников. Были у хорошего человека и враги, но тех, кто относился к нему с уважением, восхищением и любовью, было гораздо больше, чем недоброжелателей.

В конце концов этот хороший во всех отношениях человек состарился. Под тяжестью сошедших лет он утратил зрение. Дни и ночи он проводил в молитвах к Богу.

Однажды завистливый человек, злейший враг хорошего человека, пришел повидать его. В глубине души он был счастлив видеть, в каком ужасном состоянии находился хороший человек. С насмешкой он сказал хорошему человеку:

— Мне так жаль, что ты утратил зрение. О великий философ, профессор, ты же говорил, что все тебе на пользу. Теперь ты ослеп. Разве это тебе на пользу? Что же тебе принесла эта утрата? Ты потерял зрение! Ответь мне!

— Я могу помолиться Богу, чтобы Он дал тебе ответ, а может Бог уже ответил тебе! — ответил хороший человек.

— Не впутывай сюда Бога! — возмутился завистливый, — это между мной и тобой. Скажи мне, какую выгоду ты извлек, потеряв зрение?

— Разве ты не понимаешь, — отвечал хороший человек, — что благодаря своей слепоте мне так повезло сегодня: мне не приходится видеть твое лицо?! Ты так небожественен. Поскольку Бог так добр ко мне, Он не хочет, чтобы я видел тебя. Вот почему Он и лишил меня зрения!

Спустя несколько месяцев плохой человек снова навестил хорошего человека и сказал:

— Ты так стар. Ты не можешь ходить. Ты ничего не видишь. Что хорошего в том, что ты так состарился, что не видишь, не можешь передвигаться, не можешь даже ходить? Как ты можешь говорить, что все тебе на пользу? Какой в этом смысл?

— Да, мне все на пользу, — ответил хороший человек, — и вот доказательство: ты сам пришел сюда повидаться со мной. Мне не нужно идти к тебе. Поскольку сейчас я не могу ходить, ты сам приходишь и касаешься моих стоп. Поскольку я хромаю, тебе пришлось прийти ко мне. Правда, ты не пришел с добрыми намерениями, ты пришел посмеяться надо мной. Но ты был вынужден прийти сюда, поскольку твоя зависть заставила тебя. Что касается меня, мне не нужно идти к тебе. Моей доброжелательности, доброте, моим молитвам не нужно идти к тебе!